Управление автобизнесом
5 мифов о бюджетных шинах
Любые мифы вредны для бизнеса, где решения надо принимать на объективной основе. И потому следует изучать шинную мифологию
Мы не ставим себе задачи что-либо доказать, манипулируя цифрами или громкими именами. Мы не стремимся убедить в том, что надо менять приоритеты в закупке, выбирать такие шины или иные, их премиального или бюджетного сегментов. Лишь предлагаем вместе изучить рынок «на трезвую голову».
1
«Все бюджетные шины одинаковы»
Стоит для начала разобраться: а что покупатели (те, кто верит в данный миф) вкладывают в понятие «бюджетная шина»? Где верхняя граница сегмента по цене и есть ли у «бюджетки» географическая локализация?

Если говорить о ценовых ориентирах, то можно отметить: возле верхней границы бюджетного сегмента в массовом сознании располагается шина отечественного производства. Такая шина не всегда бывает дешёвой, но потребителю сложно отнести её к категории «премиум» или даже «мидл». Ниже отечественной шины располагаются самые разные продукты по качеству и происхождению, но зачастую они для неопытного потребителя слипаются в безликий ком «сделано в Китае». А ведь Китай – это более шести сотен шинных заводов, а сколько брендов, OFF-take, не всегда поймёшь, ты приехал на завод и говоришь с владельцем или тебя привезли новые шустрые китайские трейдеры на арендованные линии! Среди них есть самые разные, от кустарных по технологиям и кошмарно отсталых по уровню оборудования до вполне достойных. Таких, по нашему опыту, до полусотни, то есть немало, согласитесь.

Если сфокусироваться на этой группе, – китайской элите – то для неё будут характерны современные технологии (как правило от глобальных концернов), проверенное сырьё от надёжных глобальных поставщиков, а также системные усилия по строительству бренда и хорошо простроенная структура дистрибьюции как внутри страны, так и в мире. Кстати, бренды этого типа, как правило, нацелены на экспансию.

После всего сказанного вернёмся к мифу: так что же такое «бюджетка»? Это вовсе не безликий и заведомо низкокачественный набор предложений! Очень важно изучить структуру этого сегмента, прежде чем приступать к выбору и тем более закупке продукции. Тогда последующая эксплуатация не принесёт разочарований.
2
«Бюджетка» очень, ну очень дешёвая!»
Ничтожная, бросовая цена шин коммерческого транспорта – полностью ложный миф. Вернее, это отголоски устаревших представлений о рынке. Уже несколько лет они неактуальны. Жёсткая ценовая конкуренция была всегда отличительной особенностью «бюджетки», колебание в цене до 10% были критичными для присутствия на рынке и рентабельности. Так что, когда национальная валюта РФ «просела» к большинству мировых, это само по себе нанесло удар по рынку, убрав из страны многие бренды с малым оборотом и несистемной сбытовой политикой. Параллельно сработали таможенные и иные меры регулирования, нацеленные на защиту внутреннего рынка РФ. Сейчас продаваемая в стране шина проходит жёсткую сертификацию. Регламентируется в то числе маркировка, нанесённая на шину. Все это радикально изменило рынок в 2 этапа, в 2015 и 2016 годах.
Ничтожная, бросовая цена шин коммерческого транспорта – полностью ложный миф...
Изменилось и поведение клиента. В первые годы присутствия шин из Китая на рынке РФ отношение к ним основывалось на мифах в чистом виде: кто-то пробовал, знакомые сказали, на форуме было обсуждение, шиномонтажник пожаловался и т. п. Но затем заработал фактор личного опыта. Мнение стало корректироваться с учётом объективных данных, и серая масса «бюджетки» перестала быть безликой. Доказательство тому – растущий интерес к таким шинам со стороны парков магистральных перевозок и дальнобойщиков-одиночек. Ранее такие клиенты оставались крайне консервативными в выборе. Для парков высокого уровня нормой были шины первого ряда брендов и безусловный лидер надёжности в мнении закупщиков – Michelin. Разумная экономия приводила тех же закупщиков к бренду-заменителю Kormoran, а это средний ценовой сегмент. И, собственно, опускаться в «бюджетку» ради спорных экспериментов никто не стремился.
Кризис внес коррективы, вынудил включить в закупки отечественные Cordiant, «Кама» – то есть меры по защите рынка сработали. В то же время, когда была разрушена консервативная привычка в закупке, в фокус внимания попали все бюджетные шины. Они оказались вовсе не бросовыми по цене и очень разными по качеству. Три года опыта уже теперь показывают: китайские шины «приживаются» в магистральных автопоездах. А вот выбор согласно этому мифу уходит в прошлое.

Попытки взять самое дешёвое сами по себе адресуют клиента к худшему, что есть на рынке: контрабандному, некондиционному, опасному в эксплуатации. И не отдавать себе в этом отчёта нельзя. Это уже не миф, а поведение страуса, прячущего голову в песок…
3
«Ходимость у «бюджетки» никакая»
Для малых компаний закупка – более живой вопрос. Не на кого списать воровство или просто ошибки, если в парке один или несколько автомобилей. Поэтому малые парки проще пошли на эксперимент по закупке «бюджетки» и получили более точную и быструю оценку реальной ходимости. Мы видим: купив бюджетный продукт один раз, клиенты делают повторно такую же покупку. Это лучшее доказательство ложности мифа.

Наконец, последнее примечание. Никогда, ни от одного производителя шин, не удавалось получить в письменном виде гарантий пробега для шины, даже если она класса «премиум».

Все перевозчики в общем-то считать умеют. Они прекрасно понимают, что, покупая шину того или иного уровня, они по сути покупают пробег. В этой логике покупка премиальной шины – это инвестиция в самый беспроблемный и длительный пробег. Такая шина благополучно прослужит первый срок, получит вторую жизнь после нарезки протектора и снова будет надёжно «наматывать километры». Но, если нет денег на «премиум», приходится покупать более дорогой пробег – ведь в удельных показателях, километрах пробега на единицу вложений, дешёвая шина окажется дороже.

Такое мнение очень устойчиво и оно даже не миф: иначе цена «премиума» просто не могла бы удерживаться на уровне порою в 3 раза более высоком, чем цена «бюджета». Кроме того, «премиум» предполагает много дополнительных услуг, от широкой гарантии с возможностью замены шины при любом дефекте (в первый год, до оговоренного пробега) и до предоставления сервиса по ремонту, карт нарезки протектора и т. п. Наконец, «премиум» позволяет без проблем докупить шину в комплект: склады есть почти повсеместно, ассортимент стабилен.
В чём же ложь этого мифа?
В первую очередь стоит задаться вопросом: насколько хорошо вы умеете считать ходимость? Не в теории, а в реальной каждодневной работе?

Практика показывает, что учёт многие ведут в 1С. Данные по аварийной замене покрышки вносятся не автоматически, а со слов водителя и часто после рейса. Так обычно и возникают легендарные шины-долгожители, прошедшие по полмиллиона километров и более, и порою даже без ремонта и нарезки протектора.

Для крупных компаний-перевозчиков закупка ведётся через тендер. Обсуждать его условия вряд ли стоит здесь, в этой теме. Однако все мы знаем, что успех поставщика на тендере порой зависит не от качества продукта или условий сервиса. Он определяется ценой и, скажем так, связями.
4
«Внезапный выход из строя – вот показатель, по которому «бюджетка» держит печальное лидерство»
Огульное обвинение, обычное для сегмента рынка, который клиенту малоизвестен. И тема, в которой стоит разобраться подробнее.

В профессиональном лексиконе все причины внезапного выхода шины из строя объединяются термином breakdown. Это важнейший показатель и для автоперевозчика, и для производителя шин. И, безусловно, инвестируя в премиальную шину, клиент рассчитывает избежать любых внезапностей: взрыва покрышки, неремонтопригодного пореза боковины, критического повреждения брекера и так далее.

Нет ни малейшего смысла говорить, что шинные гранды делают очень много для того, чтобы соответствовать ожиданиям клиентов.

Но только ли в качестве продукции надо искать корень проблем, если процент выхода из строя у данного перевозчика по данному бренду и типоразмеру становится недопустимо высоким?

Лишь исключив все эти факторы, можно определить подлинный процент «брейкдаунов», вызванных низким качеством шины. У премиальных марок он наверняка окажется невысоким. Но разница в показателях с «бюджеткой» необязательно окажется значительной. Почему? Все зависит от того верят ли покупатели в последний, пятый миф.
Небрежный подбор шин и неподходящие условия эксплуатации
В мире нет ничего универсального. Каждая модель шин показывает себя наилучшим образом в заданных условиях. Они для шин могут быть критически различны: шоссе, карьер, лесоповал с болотистыми грунтами, стройка с торчащей арматурой… Шина, способная «выжить» на стройке, неизбежно будет очень жёсткой и некомфортной в эксплуатации.
Отношение к использованию парка со стороны его владельцев
От них зависят регулярность ТО, уровень контроля по всем параметрам и конечно же допустимость перегрузов.
Те, кто обслуживает автомобиль в сервисе, тоже должны быть компетентны
А они порой не знают или не хотят знать нужных параметров по давлению. Или полагают себя экспертами и выбирают давление, даже не взглянув на рекомендации. Состояние подвески, углы установки колес – всё это тоже или оценивается и регулируется, или остаётся без внимания.
Профессионализм водителей и их отношение к сохранности шин
Все понимают, как на износ и риск взрыва (особенно если это спарка) влияет пониженное давление в шине. Однако именно так водители обеспечивают себе комфорт в дороге, особенно на автомобилях, подвеска которых сама по себе достаточно жёсткая.
Лишь исключив все эти факторы, можно определить подлинный процент «брейкдаунов», вызванных низким качеством шины. У премиальных марок он наверняка окажется невысоким. Но разница в показателях с «бюджеткой» необязательно окажется значительной. Почему? Все зависит от того верят ли покупатели в последний, пятый миф.
5
«Бюджетку» можно купить где угодно, у кого угодно, сопровождения продажи и дальнейшего сервиса не будет»
Это самый примитивный миф, и можно добавить: это также самый опасный для потребителя! Повторим важную цифру: в Китае порядка 600 шинных заводов! Добавим непривычность и сложность звучания брендов для уха россиянина. Учтём беспорядок в поставках, неизбежный при вхождении на рынок, когда многие дистрибьюторы и магазины берут пробные партии товара (любого, не только шин!) и только по итогам их реализации делают для себя выводы о качестве товара, его рыночных перспективах и месте в ассортиментном ряду. Упомянем ещё раз курсовую нестабильность – и станет окончательно понятно: рынок бюджетных шин – это незнакомая территория. Очевидно, передвигаться по такой территории надо с помощью надёжного проводника. И такой проводник – именно поставщик.

По сути, выбор поставщика и установление с ним долгосрочных доверительных отношений и есть наилучший, если не единственный, способ сделать удачную покупку не один раз и по счастливому стечению обстоятельств, а системно, как и следует в мире коммерческого транспорта.
Благодарим Екатерину Никонову за помощь в подготовке материала.
© 2017 All Right Reserved. «Автомобильное время»
Facebook | info@kuzov-media.ru